308.19 Kb.НазваниеИспользование икт на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихсястраница3/3Дата конвертации11.10.2012Размер308.19 Kb.Тип 3 ТЕМА УРОКА: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.Цели и задачи урока: Образовательные: дать понятие крови; познакомиться со строением крови выяснить какие функции выполняют плазма и клетки крови Развивающие: развивать умения сравнивать, оценивать, узнавать изученные объекты на таблицах, рисунках, CD диске уметь слушать товарища и принимать правильное решение, привлекать личный опыт, делать выводы. Воспитательные: воспитывать у учащихся дух соревнования, коллективизма точность и быстроту ответов; культуру труда Оборудование: презентация «Состав и функции крови»диск Биология, 8 кл. Человек. Издательский центр «Вентана Граф», 2006 Ход урока. Организационный моментИзучение нового материала План урока: Компоненты внутренней средыСостав крови и ее функцииЛейкоцитыТромбоциты Анализ крови. КроветворениеЗакрепление материалаПодведение итогов урока, выставление оценокДомашнее задание. Учитель: Кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Кровь и жизнь слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз кровь за кровь , кровные братья , кровная месть . Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение, состав, какие функции она выполняет? Компоненты внутренней среды. Задание классу: - прочитайте текст на стр.84 и начертите в тетрадях схему «Внутренняя среда организма» и кратко расскажите о её составе.Внутренняя среда организмаКровь лимфа тканевая жидкость Состав крови и её функции. Учитель переходит к объяснению состава крови. Как закрепление нового материала можно предложить учащимся заполнить следующую схему с помощью учебника: Состав кровиПлазма (около 60%) Форменные элементы (40%)Эритроциты лейкоциты тромбоциты 4,5 - 5 млн. 4 8 тыс. 200 300 тыс. - рассмотреть «классификация форменных элементов» и самостоятельно заполнить схему (диск Биология, 8 кл. Человек. Издательский центр «Вентана Граф», 2006) : Вместе с учителем заполнить таблицу «Функции крови»: Функция крови Сущность Питательная Транспортирует питательные в-ва ко всем клеткам тела Дыхательная Доставляет клеткам О2 и уносит от них СО2 Защитная обеспечение клеточного и гуморального иммунитета, свертывания крови Терморегулятор-ная перераспределение тепла между органами, регуляцию теплоотдачи через кожу механическая придание тургорного напряжения органам за счет прилива к ним крови, а также обеспечения ультрафильтрации в капиллярах капсул нефрона почек и др. гомеостатическая поддержание постоянства внутренней среды организма транспортная транспорт гормонов от желез внутренней секреции к органам (гуморальная регуляция); транспорт конечных продуктов метаболизма из тканей к органам выделения; Лейкоциты Учитель знакомит учащихся со строением лейкоцита, показывая на экране микропрепарат мазка крови человека (диск Биология, 8 кл. Человек. Издательский центр «Вентана Граф», 2006). . Рассказывает об их передвижении, дает понятие о фагоцитозе. Разбирает с учащимися процесс воспаления, его рефлекторный и защитный характер. Учитель подробно разбирает с учащимися все явления, какие наблюдаются при воспалении и чем они объясняются. Так, краснота в месте нарыва зависит от прилива крови, припухание от усиленного образования тканевой жидкости, боль от давления и раздражения нервов в этой области. Прилив крови способствует усиленному обмену веществ и возникновению повышенной температуры в месте воспаленияЗащитное значение воспаления в том, что инфекция задерживается в одном месте и не распространяется по всему организму. Чем меньше очаг воспаления, тем легче борется с ним организм. Но, все же, в борьбе с микробами лейкоциты гибнут, образуя гной.Важно обратить внимание учащихся на то, что защитное свойство крови не является абсолютным приспособлением. Многое зависит от состояния нервной системы человека, физического состояния организма, количества и ядовитости микробов. Поэтому надо при любом воспалении обращаться сразу к врачу. Тромбоциты. На этом уроке знакомим учащихся со свертыванием крови. Многие из них наблюдали это явление у себя. Перед ними ставиться познавательная задача: что такое свертывание крови, и какого его значение? Затем рассказывается о жидком белке фибриногене, который под действием ферментов превращается в нити нерастворимого белка фибрина. Этот кровяной сгусток, закрывающий рану, и останавливает кровотечение. Анализ крови. Кроветворение. Состав крови важная характеристика состояния организма. Заполните таблицу «Форменные элементы крови» Признаки Форменные элементы Эритроциты Тромбоциты Лейкоциты Особенности строения Безъядерные клетки, имеющие форму двояко]вогнутого диска, содержащие ге]моглобин Бесцветные клет]ки, содержащие ядро Фрагменты клеток непра]вильной формы без ядра Функции Транспортная (переносит О2 и СО2) Защитная (фагоци]тоз, выработка антител) Свёртывание крови Количество в 1 мм 4,5- 5 млн. до 200-400 тысяч 6-8 тысяч Место образования Красный кост]ный мозг Красный костный мозг, лимфатиче]ские узлы, селезе
ТЕМА УРОКА - Использование икт на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся
Комментариев нет:
Отправить комментарий